Задание 4

 


С 2024 года снова внесены изменения в ОГЭ по русскому языку, добавлены новые задания, в том числе задание 4 на пунктуационный анализ. Сделано оно по аналогии с заданием 8 ЕГЭ. Нужно сопоставить правила с предложениями, в которых эти правила применяются. Порядок цифр в ответе ИМЕЕТ значение.

Варианты задания 4 ОГЭ по русскому языку

1 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводное слово выделяется запятыми.
Б) Обобщающее слово, стоящее после однородных членов предложения, отделяется от них тире.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Чтобы сберечь типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками — территориями земли или водного пространства, сохраняющими в естественном состоянии свой природный комплекс.
2) Заповедники — это прежде всего научные лаборатории, в которых учёные в естественных условиях исследуют сложные законы природы.
3) В каждом заповеднике есть наиболее ценные объекты, охране которых уделяют особое внимание.
4) В Кандалакшском заповеднике, например, охраняются птичьи базары и гнездовья гаги, а в Воронежском — многочисленные семьи бобров.
5) Олени, кабаны, косули — все эти копытные животные пасутся в заповеднике на склонах Кавказа, а в ущельях водятся редкие виды птиц.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

2 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство,  выраженное  сравнительным  оборотом, обособляется. 
Б) Распространённое  приложение при личном  местоимении  обособляется. 
В) Определение,  выраженное причастным  оборотом, стоящим  после определяемого  слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Иногда простодушная мудрость детских книжек ставит нас, уже взрослых людей, в тупик.
2) В сказке великого Андерсена про Снежную королеву все события начинаются с того, что злой тролль создал зеркало, в котором реальный мир искажался самым уродливым образом.
3) И вот когда ученики тролля, вдоволь нахохотавшись над поруганной землёй, решили посмеяться над небом, зеркало выпало из их рук и разбилось на мелкие кусочки, которые разлетелись по всему свету, заражая людей злом, будто опасными микробами.
4) Два осколка попали в Кая, и душа мальчика превратилась в ледяную глыбу, излучающую холодное презрение к свету, теплу и красоте жизни.
5) Меня всегда мучил вопрос: почему будто бы хаотично летающие по свету шальные осколки попали именно в Кая и не задели Герду?

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

3 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по смыслу тому, о чём говорится в первой части, между частями ставится тире.
Б) Придаточное предложение в составе сложноподчинённого отделяется запятой.
В) Между однородными сказуемыми, не связанными союзами, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Звездчатку увидишь в наших дубравах, в лиственных и смешанных лесах.
2) Нежные ажурные листочки её хорошо заметны в тенистых лесных уголках, а белые лепестки и десять жёлтых тычинок очень яркие, броские.
3) Ранней весной узкие листья её становятся светло-зелёными — к концу лета растение уже отцветает.
4) На месте цветков видны плоды — шаровидные коробочки с тёмно-коричневыми семенами.
5) Ближе к осени растение отмирает: ложится на землю стебель, белеют листья, но в пазухах некоторых листьев видны зелёные почки, из которых весной поднимут свои головки молоденькие растения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если прямая речь стоит перед словами автора, она отделяется при помощи тире.
Б) Если согласованному
приложению придаётся большое значение и при произнесении оно сопровождается длительной паузой, то оно отделяется при помощи тире.
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Слово «ошеломить» древнее, оно означало «ударить противника так, чтобы он, потеряв сознание, упал и мог быть взят в плен».
2) «Я ошеломил его и полонил», — с гордостью говорил древний воин.
8) Слово произошло от названия русского защитного головного убора — шелома, то есть шлема.
4) Он был достаточно тяжёлым: если надеть шелом, человек непременно ощущал в области головы тяжесть, а если ударить его по шелому, то на ногах точно устоять было трудно.
5) В наше время слово «ошеломить» имеет значение «привести в состояние растерянности или даже потрясения».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

5 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводное слово  выделяется запятой.
Б) Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире.
В) Если однородные члены предложения соединены двойным союзом, то запятая ставится только перед второй частью союза.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Медведь — символ предусмотрительности и силы.
2) Как и другие могучие хищники — лев, орёл, волк, это животное красовалось на гербах как отдельных людей, так и целых городов и княжеств.
3) Например, медведя на гербе Ярославля легенда связывает с медведицей, убитой Ярославом Мудрым на месте будущего города.
4) Но большинство историков считают, что племена, жившие здесь, издревле поклонялись медведю как своему предку, а позже языческий медведь перешёл на герб христианского города.
5) Сила, храбрость, мудрость и даже богатство — все эти качества связаны с животным, изображённым на гербе города.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

6 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая. 
Б) Вводная конструкция выделяется запятыми,
В) Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Никто не видел извержения вулканов, происходящие под землёй, но можно обнаружить следы этих извержений, встречающиеся на поверхности довольно часто.
2) Застывая, магма внедряется в слои горных пород.
3) Давно окаменевшие извержения напоминают невиданные по величине купола, нередко они бывают похожи на массивные столбы или немыслимых размеров подземные цветы и деревья.
4) Необходимо знать, что под влиянием высоких температур, а также паров газа и растворов, выходящих из магмы, происходят невероятные превращения горных пород.
5) В них, по мнению учёных, формируются драгоценные камни и самородки ценных металлов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

7 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части, то между частями ставится двоеточие.
Б) Между однородными членами предложения, соединёнными при помощи повторяющихся союзов, ставится запятая.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Курильские острова расположены на самом краю земли — в Тихом океане, между Японией и Камчатским полуостровом.
2) Большая Курильская гряда делится на три группы: южную, среднюю и северную.
3) Переходя от острова к острову, можно встретить различные природные зоны: и тундру, и хвойные леса, и субтропики.
4) По статистике, больше всего людей посещают термальные источники: они есть практически на каждом острове, температура воды в них обычно составляет 35-70 °С.
5) Важно помнить, что для питья эта вода почти непригодна, но зато она обладает целебными свойствами, способствующими здоровью кожи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

8 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Уточняющее обстоятельство времени обособляется. 
Б) Вводное слово выделяется запятыми.
В) Если вторая часть сложного предложения с бессоюзной связью указывает на причину того, о чём говорится в первой части, то между частями ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Медведь, конечно, хорошо известен каждому ещё из детских сказок: большой, сильный, неуклюжий увалень с простовато-добродушным характером.
2) Мы привыкли давать ему фамильярные и даже ласковые имена: Потапыч, Мишка, Топтыгин.
3) Сказки сказками, но с Потапычем шутки плохи: медведь могуч, но он далеко не так неуклюж, как иные привыкли думать.
4) У него всё сильное: шея, спина, лапы, и потому при необходимости он может быстро и долго бежать, великолепно плавает, хорошо взбирается по деревьям.
5) Неуклюжим медведь кажется только лишь в мохнатой шерсти, особенно осенью, когда он очень жирен и нетороплив.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

9 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части,  то между частями ставится  двоеточие. 
Б) Вводная конструкция выделяется запятой. 
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Среди множества диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к её листьям, обжигающим кожу.
2) Мы считаем её сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год везде истреблять: в садах, у жилищ и заборов, вдоль дорог.
3) Между тем это растение издавна служило человеку: из длинных волокон крапивы когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти.
4) Крапива — ценное лекарство.
5) Кстати сказать, в народной медицине используют изготовленный из неё настой, который улучшает состав крови, отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить дёсны, люди его втирают в кожу головы от выпадения волос.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

10 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
В) Между однородными членами предложения, соединёнными при помощи повторяющихся союзов, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Самые лучшие условия для корнеобразования растений — туман, когда земля в достаточном количестве получает и тепло, и влагу.
2) При этом воздух из почвы не вытесняется водой, а листья постоянно обволакиваются влагой.
3) Создать туман совсем несложно, это можно сделать мелким распылением воды с помощью опрыскивателя.
4) Температура воздуха, рекомендуемая для поддержания комфортного микроклимата, — плюс 20°С
5) Если температура повышается, то парник необходимо проветривать и притенять.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

11 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводная конструкция выделяется запятой.
Б) Если придаточная часть стоит внутри главной части сложноподчинённого предложения, то она выделяется запятыми.
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Предположительная общая длина Великой Китайской стены, в том числе несохранившихся участков, составила бы сегодня более 20 тысяч километров.
2) Было время, когда она достигала десятиметровой высоты и семиметровой толщины.
3) Стена тянулась, защищая Китай от набегов кочевников, на шесть тысяч километров.
4) По мнению китайских историков, строили Великую стену два миллиона рабочих под присмотром трёхсот тысяч надзирателей.
5) Стена, хотя она давно уже утратила военное значение, была и остаётся удивительным памятником зодчества.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

12 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
Б) Между однородными членами предложения, соединёнными при помощи повторяющихся союзов, ставится запятая.
В) Если согласованному приложению придаётся большое значение и при произнесении оно сопровождается длительной паузой, то оно отделяется при помощи тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Ещё кое-где и снег не растаял, а уже на вырубках повсюду выскочили эти весенние грибы — сморчки.
2) Они очень некрасивы: шляпка отдалённо напоминает скомканные пчелиные соты, а у приземистой ножки цвет лежалого снега.
3) Зато возьмёшь такую находку в руки — а она как будто сама весенняя свежесть, даже чуть-чуть талой водой пахнет, настоящий гриб-подснежник!
4) Бывает, что эти ранние грибы внезапно пробивают снег: выступят наверх и лежат, как картошка.
5) В начале весны они растут потихоньку, но стоит только солнышку немного пригреть, как грибы-подснежники мгновенно полезут и на затенённых полянках, и на лесных дорожках, и в хвойниках.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

13 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство,  выраженное деепричастным оборотом, обособляется. 
Б) Согласованное распространённое приложение, стоящее  после определяемого  слова и относящееся  к собственному имени существительному,  обособляется. 
В) Определение,  выраженное  причастным оборотом,  стоящим после  определяемого слова,  обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Есть предположение, что выражение «отложить в долгий ящик», означающее «дать делу длительную отсрочку», возникло ещё в Московской Руси триста лет назад.
2) Царь Алексей, отец, Петра Т, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог опустить свою жалобу.
3) Жалобы опускались, но дождаться результата было очень нелегко.
4) С течением времени слово «долгий» стало обозначать только время, а слово «длинный» — пространство.
5) Можно предположить, что выражение «отложить в долгий ящик» закрепилось в речи позднее в учреждениях ХПХ века: чиновники, принимая разные прошения и жалобы, несомненно, сортировали их, раскладывая по разным ящикам, «долгим» мог называться тот, куда откладывались самые неспешные дела.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

14 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая.
Б) Вводное слово выделяется запятой,
В) Деепричастный  оборот выделяется  на письме запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Археологи, изучая прошлое человечества, отмечают, что предки очень многих народов некогда жили по преимуществу рыболовством.
2) Несомненно, все рыбаки среди других способов ловли рыбы применяли и ловлю сетями в замутившейся воде, где рыба не может избежать опасности.
3) Вполне понятно, что не в одном, а во многих местах и в разное время могло возникнуть выражение «ловить рыбку в мутной воде», которое обозначает человека, извлекающего для себя пользу из чьих-либо затруднений, нечестным путём добивающегося собственного благополучия, действующего так же, как рыбак, ослепляющий рыбу водяной мутью.
4) Трудно представить, чтобы кто-то один был изобретателем этого выражения, но в литературе оно в первый раз встречается у греческого баснописца Эзопа.
5) В одной из его басен хитрый рыбак нарочно мутит воду, он хочет наловить побольше рыбы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

15 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводное слово обособляется. 
Б) Распространённое приложение, относящееся к нарицательному существительному,  обособляется. 
В) Пояснительная  конструкция обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Испокон веков был в русских сказках седой старик по имени Мороз, или Морозко, он жил в лесу и хранил его невредимым всю зиму.
2) Тогда он был ещё не добрым дедушкой, дарителем подарков, а суровым духом леса, который мог щедро наградить, но мог и заморозить нерадивого гостя.
3) Но со временем Мороз стал меняться и, наконец, превратился в того Деда Мороза, который стал приходить в гости к ребятам и оставлять подарки под ёлкой.
4) В ХХ веке драматург А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» — так у Дедушки Мороза появилась внучка.
5) А вскоре возникла традиция приглашать на новогоднюю ёлку Деда Мороза и Снегурочку.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

16 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть сложного предложения с бессоюзной связью содержит следствие, результат того, о чём говорится в первой части, то между частями ставится тире.
Б) Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже, то при отсутствии связки между подлежащим и сказуемым ставится тире.
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Инерция — это стремление всех предметов оставаться в покое.
2) Бревно или камень, о который человек споткнулся, не хочет начинать движение и, даже откатившись в сторону, довольно быстро останавливается.
3) В то же время тело, которое находится в движении по горизонтальной линии, стремится продолжить движение.
4) Именно поэтому резкая остановка автобуса вызывает смещение находящихся в нём людей в сторону кабины водителя: наши тела стремятся продолжить движение.
5) Резкий старт автобуса — пассажиры падают в сторону задней части салона, и это тоже проявление инерции.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

17 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется. 
Б) Если однородные  члены предложения соединены двойным союзом, то запятая ставится только перед второй частью союза. 
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Грани алмаза не только многократно отражают свет внутри него, но и создают изумительную игру этого света.
2) Вследствие большой прозрачности камня свет, почти не теряя своей энергии, разлагается на простые цвета, лучи которых затем вырываются наружу в самых неожиданных направлениях.
3) При повороте камня меняются цвета, исходящие из него, и кажется, что сам он, сверкая, является источником многих разноцветных лучей.
4) Когда смотришь на хорошо огранённый камень на свет, он кажется совершенно непрозрачным, потому что наблюдается явление полного внутреннего отражения света.
5) Если взглянуть на огранку со стороны света, можно увидеть, что кристалл сияет многими цветами, а местами блестит, как солнце.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

18 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Если однородные члены предложения соединены двойным союзом, то запятая ставится только перед второй частью союза.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На северо-востоке и северо-западе Мадагаскара живёт удивительный зверёк — лемур.
2) Интересный факт: по мнению зоологов, как на территории Мадагаскара, так и на Африканском континенте некогда водились гигантские лемуры, которые имели вес под 200 кг.
3) К сожалению, эти лемуры вымерли, не дожив до наших времён.
4) До 2008 года было известно всего о 31 виде лемуров, но уже сейчас насчитывается более 100 видов, объединённых в пять семейств.
5) Эти животные предпочитают вести ночной образ жизни, они достаточно осторожные и медлительные создания.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

19 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части, то между частями ставится двоеточие.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Авгуры в Риме были жрецами-гадателями: они предсказывали будущее по полёту и крику птиц, по тому, как клевали зёрна священные куры.
2) Предсказаниям авгуров полагалось верить, но даже в древности многие считали это чистейшим шарлатанством.
3) Понятно, что нелепость действий авгуров была яснее всего им самим.
4) Считается, что именно авгурам принадлежат слова: «Если авгур видит авгура, они не могут сдержать улыбки».
5) Вот почему усмешку, которой обмениваются между собой люди, по договору обманывающие других, называют улыбкой авгуров.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

20 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между
однородными членами
предложения при
отсутствии союза
ставится запятая.
Б) Вводное слово
отделяется запятой.
В) Определение,
выраженное
причастным оборотом,
стоящим после
определяемого слова,
обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Можно бесконечно удивляться огромным небоскрёбам, искусственным островам, высокотехничным машинам и прочим рукотворным чудесам современного мира, но с возможностями природы соревноваться бесполезно: она всё равно будет в выигрыше.
2) Земля поражает нас своими красками, имеющими на географической карте различные цветовые обозначения.
3) Например, вода в Чёрном море синяя, но море получило своё название тогда, когда люди ещё не воспринимали синего цвета.
4) А вот в Красном море вода иногда действительно бывает красного оттенка, когда цветут мелкие водоросли, которые в обычное время бывают сине-зелёного цвета.
5) Белое море получило своё название из-за льдов, а Мёртвое море называют так за то, что в нём почти не обитают живые существа: уж очень солёная там вода.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

21 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части, то между частями ставится двоеточие. 
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая. 
В) Вводная конструкция выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Описание обстановки и внутреннего убранства дома — один из наиболее распространённых художественных приёмов, используемых в литературе.
2) С развитием реализма роль интерьера в произведении возрастает, и мир вещей, окружающих литературных героев, становится важным элементом художественного мира, созданного фантазией писателя.
3) Интерьер, без всякого сомнения, может выполнять различные функции, а именно: создавать иллюзию жизнеподобия, раскрывать характер героя и даже влиять на происходящие события.
4) Изображение внутреннего убранства дома может быть подробным и многословным, как у Н. В. Гоголя, или кратким, как у А. П. Чехова.
5) В любом случае такое описание в художественной литературе очень важно: оно создаёт впечатление о том, как живёт герой, и позволяет больше узнать о нём.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

22 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая. 
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. 
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) С незапамятных времён человек употребляет в пищу дикорастущие плоды и ягоды, обладающие неповторимым ароматом и вкусом.
2) Клюква, брусника, черника, малина, земляника, калина — настоящие кладовые витаминов.
3) Собирать плоды и ягоды следует в сухую прохладную погоду, потому что в жаркую погоду они быстро вянут, так как содержат меньше сока.
4) Нельзя собирать несозревшие плоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком, набрав больше витаминов.
5) При сборе будьте осторожны: старайтесь не топтать плодовые кустики.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

23 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
5) Уточняющее обстоятельство обособляется.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Театр — это вид искусства, показывающий жизнь через драматическое действие.
2) Современный театр зародился ещё в эпоху античности, во время празднеств в честь бога Диониса.
8) Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми, также предусматривались совместные партии актёра и хора.
4) Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Еврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра.
5) Наиболее известным стал театр, который был построен в Афинах и вмещал около 17 тысяч зрителей.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

24 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
Б) Распространённое приложение, имеющее пояснительный характер, выделяется при помощи тире. 
В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными неопределённой формой глагола, ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Луна движется вокруг Земли не по кругу, а по эллипсу.
2) Точка лунной орбиты, расположенная ближе всего к Земле, называется по-гречески «перигёй» («около Земли»); точка той же орбиты, наиболее удалённая от Земли, зовётся  «апогёй» («вдали от Земли»).
3)«Пери» и ‹апо» означают «близко» и «далеко», а слово «ге» — «земля».
4) От слова «апогёй» — наименования самой высокой точки лунной орбиты — и происходит наше выражение «апогей славы».
5) Достигнуть апогея — достигнуть высшей меры власти, расцвета, могущества.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

25 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже, то при отсутствии связки между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Б) Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово, то перед ними ставится двоеточие,
В) Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Заготовка леса — процесс сложный и трудоёмкий: сначала деревья валят при помощи мощных циркулярных пил, затем стволы освобождают от веток и свозят на места обработки для дальнейшей транспортировки.
2) При этом применяется самая разнообразная техника: краны, гусеничные тракторы, бульдозеры.
3) Лес, подлежащий перевозке по суше, кранами загружают в колёсный транспорт.
4) В некоторых регионах лес легче сплавлять по рекам: деревья укладывают в плоты и сталкивают на воду при помощи кранов, затем сотни таких плотов связывают вместе и буксируют до пунктов сортировки и маркировки.
5) В отдалённых районах, где на реках нет судоходства, брёвна просто сплавляют вниз по течению — вплоть до пункта назначения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

26 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Уточняющее обстоятельство времени обособляется. 
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия, результата, то между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире. 
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Приливы на Земле вызывает в основном лунное притяжение: под действием Луны воды Мирового океана — основной части гидросферы — устремляются к участку, находящемуся прямо. под нею и на противоположной стороне планеты.
2) Между двумя этими гребнями уровень воды опускается — происходит отлив.
3) Обычные приливы и отливы, которые случаются два раза в сутки, называются суточными, но есть полусуточные и смешанные.
4) Самые сильные приливы возникают дважды в месяц, в периоды полнолуния и новолуния, когда Земля, Луна и Солнце находятся на одной линии и их силы дополняют друг друга.
5) Самые слабые приливные течения повторяются также два раза в месяц, когда Луна расположена под прямым углом к Солнцу и их притяжения начинают мешать друг другу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

27 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Пояснительная конструкция, обозначающая одно и то же понятие другими словами, обособляется. 
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) Сравнительный оборот, начинающийся сравнительным союзом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете, к тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
2) Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом: передняя стенка глаза действует, как линза объектива, которая преломляет проходящие через неё лучи света.
3) Зрачок похож на расположенную позади объектива диафрагму: он регулирует количество проникающего в глаз света.
4) Внутренняя оболочка глаза, или сетчатка, — это «фотоплёнка» и «экран», на котором фокусируется фотоснимок.
5) На самом деле глаз устроен гораздо сложнее: если фотоаппараты просто запечатлевают действие на плёнке, то люди и животные способны распознавать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

28 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между однородными определениями, не связанными союзом, ставится запятая.
Б) Между однородными членами предложения, соединёнными противительным союзом, ставится запятая.
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Живопись, графика, скульптура и архитектура называются изобразительными искусствами, потому что их образы существуют в реальных, зримых формах.
2) В отличие от музыки, кино, театра, литературы, пластические искусства не способны передавать мир в движении, в развитии.
3) Они ограничены только одним: мастер не может показать, что было раньше и что будет после.
4) Образы изобразительного искусства существуют не во времени, а в пространстве, поэтому их иногда называют пространственными.
5) Особенно полными и зримыми образы изобразительного искусства бывают тогда, когда живопись, графика, скульптура и архитектура выступают в единстве, передавая многообразие окружающего мира и чувства человека.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

29 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложного предложения с сочинительной связью ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) Между однородными членами предложения, не связанными союзами, ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Город Эфес в греческой Малой Азии славился храмом богини Артемиды — сооружением, считавшимся венцом искусства и причислявшимся древними к одному из чудес света.
2) В 356 году до нашей эры этот храм, подожжённый неким пастухом по имени Герострат, погиб в огне.
3) На суде преступник объяснил свой поступок желанием во что бы то ни стало войти в историю, прославиться.
4) Принимая решение лишить Герострата жизни, суд запретил произносить имя преступника: судьи хотели, чтобы память о поджигателе исчезла навеки.
5) Запрет нарушил греческий историк Феопоми, и от него последующие поколения узнали о Герострате, чьё имя стало характеристикой крайне тщеславного человека, готового ради сомнительной известности совершить преступление.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

30 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. 
Б) Вводное слово выделяется запятыми. 
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Всё, что сохранилось от прошлой жизни в твёрдых породах земной коры, мы называем природными ископаемыми, потому что оно находится глубоко под землёй, образуя месторождения.
2) Обычно лучше всего сохраняются растения, разумеется, их прочные стволы.
3) Они могут пропитаться растворами разных минеральных солей, окаменеть и сохраниться под толстыми слоями других растений, горных пород, ила.
4) Со временем из этого получается каменный уголь, который называют солнечной энергией, заключённой в камень.
5) От животных чаще остаётся только скелет, потому что ткани их тел быстро гниют и полностью разлагаются, а то, что разлагается не полностью, превращается в нефть.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

31 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Сравнительный оборот, начинающийся сравнительным союзом, обособляется.
Б) Вводное слово выделяется запятой.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В настоящее время с помощью компьютера один музыкант может создавать звуки, производимые целым оркестром, однако ничто так не завораживает, как оркестр из сотни музыкантов, слаженно исполняющих живую музыку.
2) Древние греки словом ‹орхестра» называли площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры.
3) Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также на медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных.
4) Часто одну тему играет не один музыкант, а несколько.
5) Например, современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников и, следовательно, во время концерта способен и исполнять сложнейшую из музыкальных форм — симфонию, и аккомпанировать солисту.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

32 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводная конструкция  обособляется. 
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения изъясняет, дополняет содержание первой части, то между частями ставится двоеточие.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Радуга — необыкновенное явление, оно одновременно и оптическое, и атмосферное, и погодное.
2) Радуга возникает тогда, когда солнечные лучи проходят через очень маленькие капли воды, находящиеся в воздухе.
3) Знаменитый учёный Исаак Ньютон первый провёл практические опыты и пришёл к выводу: у радуги существует семь цветов.
4) Поставив на пути пучка солнечного света трёхгранную стеклянную призму, учёный обнаружил, что пучок отклоняется к основанию призмы и при этом белый свет разлагается на разные цвета.
5) По мнению учёных, для того чтобы на небе появилась радуга, необходимы два условия: солнечный свет и обильная влажность.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

33 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то при обособлении употребляется тире.
Б) Присоединительная конструкция обособляется.
В) Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже, то при отсутствии связки между подлежащим и сказуемым ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Кровь — это жизнь, без неё организм не может функционировать: подгоняемая сердечным насосом, она бежит по разветвлённой сети артерий и вен, разнося в клетки кислород и питательные вещества и удаляя отходы.
2) Иногда можно услышать выражение «кровь играет» о необыкновенном приливе жизненных сил, а между тем кровь в буквальном смысле слова является носителем жизни.
3) Циркулируя по всему телу, она снабжает все живые клетки питательными веществами, необходимыми для выработки энергии, и сырьём для роста, жизнедеятельности и восстановления повреждённых тканей.
4) Кроме того, она вычищает из клеток все отходы, особенно углекислый газ, который образуется в процессе переработки пищи в энергию.
5) Есть у крови и третья функция — уничтожение и нейтрализация проникших в организм болезнетворных микробов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

34 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если в бессоюзном сложном предложении во второй части содержится указание на быструю смену событий, то между частями ставится тире. 
Б) Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.
В) Сравнительный оборот, начинающийся сравнительным союзом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Радуга — это природное явление, основанное на подсвечивании солнечным светом большого количества водяных капель.
2) В солнечном свете есть оттенки всех цветов, однако мы не различаем их по отдельности: они смешиваются для нас в один — белый цвет.
3) А после дождя в воздухе остаётся множество мелких капелек, словно крошечных линз, и лучи разного цвета по-разному проходят через них.
4) Все они по-своему отклоняются от прямого направления, а лучи солнца, преломившиеся в миллионах капелек, складываются в одну яркую, красочную, многоцветную дугу, похожую на огромный мост.
5) Но радуга держится на небе недолго: налетит ветер, унесёт линзы-капельки, слегка сдвинется солнце — погас радужный мост.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

35 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между  однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.
Б) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В глубокой древности, когда миф был способом объяснения и познания окружающей действительности, сформировались особые представления о времени и пространстве, оказавшие впоследствии заметное влияние на литературу и искусство.
2) Мир в сознании древнего человека разделялся на две части — обычную и священную.
3) Они наделялись разными свойствами: первая считалась будничной, а вторая — непредсказуемо чудесной.
4) Поскольку действия мифических героев заключались в их перемещении из одного вида пространства-времени в другой — из обыденного в чудесное и обратно, с ними случались в их путешествиях невероятные приключения, так как в сказочном мире чудеса могут происходить.
5) Явные несообразности, невероятные события никого не смутят: в сказке так и должно быть.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВ

Ответ:

36 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если однородные члены предложения соединены двойным союзом, то запятая ставится только перед второй частью союза. 
Б) Вводное слово выделяется запятыми. 
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Люди с давних пор задумывались о происхождении музыки, поэтому уже в древности было сложено немало легенд о её «изобретении»: древние греки, например, считали её великим даром богов, а бога солнца Аполлона — покровителем искусств, изображая его с кифарой в руках.
2) В древнегреческом мифе о певце Орфее, в русской былине о певце-гусляре Садко и в других народных легендах нашли выражение как любовь человека к музыке, так и восхищение её красотой.
3) Но изобретение музыки нельзя приписать никому, как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи.
4) С древнейших времён человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне, хотя известно, что в определённой мере эта потребность присуща некоторым животным, прежде всего птицам.
5) Но все соловьи мира только поют песню, и лишь человек умеет выразить в пении свои чувства, мысли, своё отношение к окружающей жизни.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Я порекомендую всем, кто ищет кредит для бизнеса в Le_Meridian, они помогли мне с кредитом в четыре миллиона долларов для запуска моего квилтингового бизнеса, и это было быстро. Когда я получил от них кредит, было удивительно, насколько легко им было работать. Они могут профинансировать до 500 000 000,00 долларов США (пятьсот миллионов долларов) в любом регионе мира, если на проектах можно гарантировать рентабельность инвестиций в 1,9%. Процесс был быстрым и безопасным. Это был определенно положительный опыт. Избегайте мошенников и свяжитесь с Le_Meridian Funding Service On. lfdsloans@lemeridianfds.com / lfdsloans@outlook.com. WhatsApp ... + 19893943740. Если вы ищете бизнес-кредит.