Задание 11,12


  Презентация  "Средства выразительности"
    https://disk.yandex.ru/i/qZ9AbPtmmMPqKw 


1. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (В. Савин)

2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем не тронутый снежный колпак. (В. Савин)

3) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Н. Автократов)

4) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Н. Автократов)

5) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин)

2. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (В. Болдырев)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Н. Автократов)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (В. Савин)

4) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (А. Алексин)

5) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головёшек. (Н. Автократов )

3. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Н. Автократов)

2) Снег лежал на одежде льдинками, цепкими, как колючки. (Е. Габова)

3) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Н. Автократов)

4) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (И. Гребенюк)

5) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (В. Савин)

4. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (В. Болдырев)

2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (А. Куликов)

3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была чёрной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (С. Мартьянов)

5) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. (Я. Арсенов)

5. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев)

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (А. Солженицын)

3) Братья вскинули головы, как петухи, готовые кинуться в драку. (В. Савин)

4) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (К. Паустовский)

5) На крестах белокаменного собора чёрными точками сидят вороны. (Л. Будогоская)

6. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (В. Савин)

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (В. Болдырев)

3) Ева из кожи лезет вон, чтоб получать пятёрки. (Л. Будогоская)

4) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (В. Болдырев)

5) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (И. Логвиненко)

7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (С. Мартьянов)

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (В. Живов)

3) Майское утро дышало особенной прелестью. (А. Черкасов)

4) До сих пор во сне я вижу эту замёрзшую, голую и печальную долину. (В. Болдырев)

5) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Ю. Бондарев)

8. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На полу, в светлом квадрате, шевелилось тёмное кружево теней. (В. Шукшин)

2) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (В. Тендряков)

3) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Ю. Слепухин)

4) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (С. Мартьянов)

5) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Е. Рысс)

9. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (С. Мартьянов)

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (С. Мартьянов)

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (С. Мартьянов)

4) Где-то за деревней голосила поздняя гармонь. (В. Шукшин)

5) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Н. Автократов)

10. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (А. Куликов)

2) Встречный пароход, будто кит, тяжелым хвостом взрывает валы. (Л. Будогоская)

3) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (И. Логвиненко)

4) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (П. Лебеденко)

5) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (В. Болдырев)


12. В предложениях 46—52 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

 (46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

 (49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

 (50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! 



12. Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие.


12. В предложениях 22–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

– (24)Не видел!

– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.

– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.

– (28)Ты узнал меня по голосу?

– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.

– (31)Тебе понравился мой голос?

(32)Понравился! (33)Это было не то слово

Комментариев нет: